Новости

Головное судно проекта «Чайка-СПГ» с двигателем на сжиженном природном газе

Головное судно проекта «Чайка-СПГ» с двигателем на сжиженном природном газе

 

Первый в России пассажирский теплоход «Чайка», работающий на сжиженном природном газе (СПГ), вышел 30 августа в свой первый рейс с Кремлевской набережной Казани. Головное судно серии, построенное на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького, было спущено на воду 7 августа, прошло сертификацию Речного регистра, швартовные и ходовые испытания и в конце августа получило разрешение на эксплуатацию. Компания «Газпром газомоторное топливо» специально построила в Казани заправочный терминал, так как планируется поставить для города еще 20 таких судов.

Теплоход проекта «Чайка-СПГ» предназначен для экскурсионных и прогулочных рейсов по рекам и каналам без разводки мостов. Длина судна составляет 58,8 м, ширина – 10,8 м, осадка – около 1,2 м. Скорость лайнера – 18 км/ч, автономность плавания – 24 часа или 400 км. В состав экипажа входят капитан, механик, моторист-рулевой и восемь человек для обслуживания пассажиров. Салон оборудован современными системами кондиционирования и отопления, есть аудиогид на пяти языках. Судно рассчитано на перевозку 176 пассажиров.

Конструктивный тип судна – однокорпусный, стальной, с кормовым расположением машинного отделения и размещением рулевой рубки в носовой части корпуса в надстройке первого яруса. Системы управления судном и силовой установкой максимально автоматизированы и роботизированы.

Компания «Промышленные компоненты КАМАЗ» поставила на судно главную энергетическую установку. В партнерстве с предприятиями «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ», «РАРИТЭК Инжиниринг», НПК «Ленпромавтоматика» в сжатые сроки были разработаны, изготовлены, испытаны, сертифицированы и поставлены два газопоршневых реверс-редукторных агрегата мощностью по 258 кВт/2000 об/мин., две газопоршневые электростанции мощностью по 90 кВТ, дизель-генераторная аварийная установка мощностью 90 кВт, криогенная бортовая газотопливная система в составе двух криогенных топливных емкостей, системы регазификации СПГ, системы обеспечения безопасности трубопроводной арматуры и аппаратов технологической обвязки, а также система управления криогенной бортовой газотопливной системой с комплектом датчиков, модулей ввода-вывода и рабочих станций для отображения информации. Прототипы силового оборудования были созданы с использованием аддитивных технологий, а для изготовления оборудования использовались обрабатывающие центры с ЧПУ. Использование цифровых технологий позволило многократно сократить путь от разработки до внедрения.

Президент республики Татарстан Рустам Минниханов, открывавший церемонию отправки в рейс головного судна серии, отметил, что использование природного газа в качестве топлива позволяет улучшить экологию в городах, сделать эксплуатацию техники более экономичной и увеличить срок службы силовых агрегатов.

Источники: Ростех, Зеленодольский завод им. А.М. Горького