Отличие шагового двигателя от сервопривода
Шаговый двигатель – это бесколлекторный электродвигатель, ротор которого вращается дискретно (шагами) за счет последовательной активации обмоток импульсами сигналов управления.
Сервопривод – это двигатель с функцией обратной связи, оснащенный управляющим блоком и датчиком позиционирования.
Сервопривод и шаговый двигатель (ШД) – это два популярных вида двигателя, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, своих поклонников и противников, свои целевые ниши.
Прежде, чем приступить к сравнению технических характеристик обоих двигателей, стоит сделать отступление о ценах, бюджете и производительности. Для неспешной работы малого предприятия, работающего с небольшими объемами продукции, оборудования с шаговыми двигателями будет вполне достаточно. Несмотря на весьма ограниченную скорость и производительность, он отличается высокой надежностью и точностью позиционирования, поэтому переплачивать за дорогостоящий сервопривод в этой ситуации нет никакого резона. Если же целью стоит вывести производство на максимальные объемы и темпы, с сохранением высокого качества продукции, то переоснащение станков на серводвигатели будет вполне оправданным.
Сравнение ключевых параметров
|
Сервопривод |
Шаговый двигатель |
Динамическая точность |
Точность перемещений +/- 0.002 мкм (не ниже) на низких и высоких скоростях. Для получения таких параметров точности необходимо использовать приводы контурного управления, которые точно проходят заданную траекторию, тогда как позиционные дают погрешность (до 0.3-1 мм).
|
Характеризуются высокоточным позиционированием (не менее +/- 0.01 мм) на невысоких скоростях.
|
Скорость перемещения
|
Более 60 метров в минуту. |
Максимально достижимая скорость без потери качества составляет 25 метров в минуту. Дальнейшее увеличение приводит к потере крутящего момента, что понижает точность.
|
Скорость разгона
|
За 0,1 секунды до 500 оборотов в минуту.
|
За секунду до 120 оборотов в минуту. |
Принудительная остановка
|
При неправильной реакции драйвера двигателя, столкновение подвижных элементов привода с препятствием может привести к сгоранию двигателя. Это связано с тем, что по обратной связи подается команда на доведение этапа до конца, и на двигатель поступает максимальный ток, что и приводит к перегреву. |
Никак не влияет на техническое состояние двигателя.
|
Уровень шума при работе
|
Минимальный шум, резонанс и вибрация отсутствуют |
Высокий, с возможностью возникновения резонанса |
Ремонтопригодность
|
Очень часто стоимость починки превышает стоимость самого привода, поэтому ремонту подвергают исключительно особо дорогие двигатели.
|
Единственное, что может произойти с двигателем - это повреждение обмотки статора. В этом случае проще и дешевле купить новый. |
Надежность и обслуживание
|
Бесколлекторные приводы по степени надежности почти не уступают ШД, но стоят дорого. Более дешевые, щеточные модели, требуют замены щеток каждые 5000 часов суммарной работы.
|
Очень высокий уровень надежности объясняется отсутствием деталей, подлежащих износу. Единственное, что может случиться – это повреждение подшипников, что происходит крайне редко.
|
Эффект потери шагов
|
Наличие механизма обратной связи делает невозможной потерю шагов. Положение ротора в непрерывном режиме отслеживает энкодер (датчик положения) и, в случае каких-либо несоответствий, отправляет программы коррекции управляющей электронике. После анализа данных сигналы управления поступают обратно на двигатель.
|
При выходе за допустимые скоростные параметры, потеря шагов присуща всем двигателям этого типа. Применение электронных технологий управления полностью устраняет этот недостаток, однако, практически уравнивает двигатель в стоимости с сервомоторами. |
Подводя черту, можно заключить, что:
Сервопривод – это далеко не бюджетный двигатель с большим числом положительных рабочих характеристик, требующий бережного обращения и грамотного обслуживания.
Шаговый двигатель - не сможет обеспечить высокую мощность и скорость, однако гарантирует надежность, стабильность, качество и стоит почти в два раза меньше.