Морской регистр узаконил использование аддитивных технологий в судостроении
Морской регистр узаконил использование аддитивных технологий в судостроении
Российский морской регистр судоходства (РС) утвердил требования к металлическим и композитным изделиям, изготовленным по технологии аддитивного производства, для использования в судостроении и судоремонте. Документ вступит в силу с 1 декабря 2020 г.
Регистр внес изменения в «Правила классификации и постройки морских судов» (часть XIII «Материалы»), требования которого теперь распространяются на полуфабрикаты, конечные изделия и иные продукты, изготавливаемые методом аддитивного синтеза из металлических материалов. Такие изделия можно использовать для изготовления элементов корпуса, деталей механизмов, устройств и иных компонентов судна, которые являются объектами технического наблюдения Регистра. Определены правила освидетельствования, объем и методики испытаний аддитивных продуктов, а также порядок признания Регистром предприятий-изготовителей и область действия Свидетельства (СПИ), выдаваемого по итогам такого освидетельствования.
Старший эксперт отдела конструкции корпуса и судовых устройств Регистра Максим Юрков сообщил: «Разработке требований предшествовала длительная исследовательская работа в сотрудничестве с одним из ведущих межотраслевых материаловедческих центров – НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей». В ходе исследований под руководством института и под наблюдением РС методом аддитивного синтеза (3D-печати) выращены образцы материалов из нескольких марок стали и титановых сплавов. Были проведены испытания и сравнительный анализ их структуры, механических и прочих свойств со свойствами сплавов, эквивалентных по химическому составу, но полученных традиционными способами. Внедрение новых требований Регистра позволит применять этот прогрессивный метод для изготовления материалов и изделий судового назначения на системной основе».
Применение методов 3D-печати позволяет сократить затраты на производство сложных судовых механизмов. Систематизация требований к аддитивным технологиям обеспечит безопасность использования получаемых изделий. Теперь необходимые запчасти и оснастку можно будет изготавливать на судне прямо во время рейса, что снизит простои по техническим причинам.
Источник: Российский морской регистр судоходства
Фото: Газпром-Нефть