Цифровой двойник морского газотурбинного двигателя
Цифровой двойник морского газотурбинного двигателя
Ученые приступили к разработке цифрового двойника морского газотурбинного двигателя нового поколения для судов водоизмещением до 12 тыс. т. Цифровой двойник позволяет прогнозировать поведение элементов конструкции на всех этапах создания и жизненного цикла изделия, повысит надежность российских морских двигателей. В разработке участвуют инженеры и ученые компании «ОДК-Сатурн», СПбПУ им. Петра Великого, ЦИАМ, Сколтех.
Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин рассказал: «Цифровизация сокращает сроки и стоимость проектирования силовых установок, в том числе линейки морских газотурбинных двигателей нового поколения, помогает достичь расчетных характеристик, минимизирует затраты на изготовление опытных образцов, а также испытания и доводку двигателей. Кроме того, цифровой двойник позволит нам предложить заказчикам экономически выгодную услугу – контракт полного жизненного цикла, подразумевающий поставку и обслуживание двигателя на всех этапах эксплуатации».
Руководитель дирекции Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПб Политехнического университета «Новые производственные технологии» Олег Рождественский поясняет: «Сначала мы формируем матрицу целевых показателей и ресурсных ограничений по проекту, а затем на ее базе создаем семейство высокоадекватных цифровых моделей проектируемого изделия, проводя сотни и тысячи виртуальных испытаний, условия которых в точности соответствуют натурным. Как правило, при натурных испытаниях пилотного изделия погрешность реальных показателей в сравнении с данными виртуальных испытаний цифрового двойника составляет менее 5%. Таким образом, мы предлагаем почти идеальный инструмент для любого высокотехнологичного предприятия, потому что смещаем точку ключевых затрат в сторону проектирования и интегрально уменьшаем затраты на проект на всем жизненном цикле».
В ходе научно-исследовательской работы будут созданы высокоточные цифровые модели узлов газотурбинного двигателя и редуктора для базового морского двигателя мощностью 20,2 МВт, перспективного морского двигателя мощностью 25 МВт и редуктора РО55. Разрабатываются системы: управления техническими требованиями, управления конфигурацией двигателя на основе производственной информации, а также технология прогнозирования поведения изделия в различных ситуациях. Создание цифрового двойника завершится в 2023 г.
Источник: Ростех, СПбПУ